Лингвистика, частично
герменевтика, является важнейшей частью, где синтезируются различные
представления о природе наших словесных энграмм, происхождения
звуков, слов, их сочетаний, грамматики и сложных вариантов в
различных языках на континентах мира. Это проблема. Специалисты по
словесности, лингвистике, литературе, истории прекрасно знают
прошлые, современные отечественные и зарубежные исследования. Однако
язык современного общества, как инструментарий формирующий
международное образование информационного единства общества, требует
дальнейших исследований, внимания и на новой основе. Я не
занимаюсь лингвистикой и словесностью, всю свою жизнь исследую
проблему природы космопланетарного пространства, психологией и
природой интеллекта человека куда, несомненно, входит и его
(человека) мышление, а значит и определенные словесные энграммы.
Несколько слов по этой дискуссионной теме мне хочется сказать
моим коллегам не для того, что бы утвердить истину, а для того
чтобы поставить некоторые вопросы.
Во первых, язык - это уникальное отражение действительности, объединенная сущность, в которой мы присутствуем - это пространство, пространство планетарнокосмическое, пространство нашего реального, земного, подлунного мира, пространство нашего жилья, производств, транспорта, стран, континентов и т.д. В этом пространстве человек, обладающий определенными качествами воспринимать внешние свойства мира, оценивать их, обмениваться опытом из прошлых древнейших исследований потомков, очень быстро сегодня творчески эволюционирует. Эволюционирование научной, духовной, культурной и геополитической организации общества ускоряется, можно сказать, что оно ускоряется как величина возведенная в квадрат или даже в куб. Это очень серьезно потому, что возведение общества в квадрат, его организация взаимодействия с природой, друг с другом, с планетарным миром, с космосом, с биосферой связаны с той информатикой, терминами, определениями, которые логически для нас являются несомненными, дискуссионными и ставят новые проблемы. В связи с таким информационным свойством словесности, технологии языка, его особенностей и хочется говорить о пространстве. Сегодня мы коснемся славянских языков и русского языка. Смысл и содержание моего вопроса состоит в следующем. Человечество развивается в движущемся, очень быстро движущемся пространстве, где есть активность солнечных излучений, взаимодействие планет с гигантскими перетоками энергии, где изменения самого состояния земного шара с его климатом, тектоническими свойствами, атмосферой, вмешательством человека в его биосферные, органические, минеральные запасы и т.д. происходит с колоссальной быстротой (по всем данным этих запасов хватит в лучшем случае на 70-80 лет), люди обмениваются друг с другом информацией с помощью языка. Язык можно кодировать. Математика, начиная от Пифагора, это тоже язык, который не в виде словесных энграмм, а в виде счета (десятичного счета) и сложных математических формул отражает свойства пространства, предметов, которые в нем существуют и взаимодействие этих предметов. В пространстве выделяется макромир, мегамир - это космос с его астрофизическим горизонтом, это нанопространство, свойства которого только-только начинают открываться. Это попытки совместить в нанопространстве движение больших энергий и попробовать смоделировать аксиальную гипотезу происхождения нашей Вселенной. Это сугубо научные процессы, казалось бы, но все они связаны с языком, с теми сложными энграммами подлежащего, сказуемого, построения логики языка и определением физических экспериментальных сооружений большого и малого плана, они диктуют во многом коммерцию. По существу, сам язык давно уже стал средством общения, информации, культуры, определенной морали и в тоже время язык является предметом коммерческим, торговли, продажи и купли. Смысл языка в этом отношении воплощается в социально-исторический процесс развития отдельных народов стран и взаимодействия геополитических полюсов на планете Земля. Это начало вопроса. Человеку в его чувствах удается воспринимать внешний мир, измерять элементы внешнего мира, он может сопоставить взаимодействие этих элементов. Из взаимодействия элементов человек выстраивает понятие своего собственного пространства. Когда оно выстраивается, то мы снова обращаемся к известным положениям языка о времени - прошедшего, настоящего и этой тройственности прошлого, настоящего и будущего. Об этом очень много писали отечественные авторы. Л.Н. Гумилев в развитии этногенеза усматривал в движении этноса пассионарную фазу, затем пессимальную фазу, где этнос, по существу, исчезает. Этнос появляется и исчезает. (Схема 1). У этносов формируется, развивается язык, их пространство интеллекта. Постепенно он пополняется новыми ощущениями, словесными энграммами, прошлые реформируются или исчезают. Сегодня мы присутствуем в эпохе некой лингвистической «революции», когда множество языков наполняет друг друга, языки разных народов взаимно перевоплощаются, перемешиваются, роднятся друг с другом и иногда трудно понять в каком языковом отражении человек чувствует свое пространство. В истории России, где преобладали славянские языки, остался след азиатско-монгольских корней, далее при вторжении немецкой речи, можно видеть как менялось пространство интеллекта нации, ее отдельных кланов. Расширяется культура французского языка, снова меняется пространство самоутверждения нации. В языках преобладает свойство сохранения, постепенно оно расширяется в различных институтах религии. Если рассмотреть смыслы и словесность Ветхого завета, Нового завета, Талмуда, Корана, древнейшие рукописи Востока, Индии, Тибета и др., то можно увидеть, что языковые части, которые неизменно присутствуют в Евангелии или др. религиозных изданиях, в своих смыслах очень близки (В.В. Налимов). История языков, лингвистика, структура каждого языка, их особенности звуковые, эмоциональные, принадлежность, связанная с построением подлежащего, сказуемого и т.д. становится важнейшим инструментарием формирования нового информационного мира. В.В. Налимов очень много говорит о пространстве смыслов. На рис. № 1 с одной стороны (слева) показаны уровни языка и мышления, которые распределяются как: 1. Уровень мышления -Аристотелева логика; 2. Уровень предмышления - Бейесовая логака; 3. Подвалы сознания -созерцание образов; 4. Телесность человека, поддерживающая сознание. С правой стороны на схеме В.В. Налимов показывает важнейший фактор - 5. Метауровень - космическое сознание; 6. Подвалы космического сознания - коллективное бессознательное. Мы изучали через определенные знаки совокупность смыслов и показывали, что интеллектуальный, языковой, смысловой обмен может быть не просто звуковым. Существуют и трансперсональные связи. Эти связи есть важное свойство природы интеллекта. Как в эту природу интеллекта (пространство смыслов) вписывается язык, язык представлений, язык слов, звуковой, живописный или музыкальный язык, остается не ясным. Но такая связь существует и она доказана. Первые работы были сделаны в США Р. Таргом, позднее Б. Джаном, наши многочисленные исследования и сегодня в мире не вызывают сомнений (работы Международного НИИ космической антропоэкологии, г. Новосибирск, 1980-2008 гг.). Оказалось, что эффекты, отражающие пространство (сущность понятия пространства), которое, казалось бы, так твердо звучит в языках, содержат много нового. Такие исследования имеют колоссальное значение для современной космонавтики и сохранения космонавтов потому, что речь идет о совершенно другом представлении пространства, в котором нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - это пространство энергии-времени Козырева. Об этом писали крупнейшие исследователи К. Прибрам, Д. Бом, П. Девис, отечественные авторы. Сегодня это объясняется эфиро-торсионными полями и потоками эфира. Такие исследования расширяются, это новое направление и в проблемах словесности. Эти работы могут существенно изменить наше представление о космопланетарном пространстве, в котором существует наш язык. Язык - это важнейшая «инструментальность» нашего интеллекта, необходимая для выражения и понимания того, в каком пространстве мы существуем, как его улучшить или сохранить. Когда мы засоряем язык, пользуемся совершенно непонятными новыми словесными формами и т.д., то сама семантика, смысловая структура языка, особенно среди молодежи, это движение в будущее или деградация? Она присутствует в своем пространстве. Возникает проблема, они это пространство просто по другому называют или они приобретают, открывают другие, новые горизонты пространства. Поэтому встает вопрос: как связана современная дискуссия о природе пространства с лингвистикой? Обычная лингвистика нужна, она развивается, но если учесть «логику» пространства, она будет двигаться дальше. И в свете сказанного, в природе, сущности языка можно найти много нового. Об этом говорил в своих работах А.Ф. Лосев и многие крупнейшие историки и лингвисты, которые развивали историю древних, настоящих и возможных языков. Где язык будущего, универсальный язык? Пусть это будет эсперанто или математическая структура, но без ощущений величины, которая у человека меняется постоянно. Это пространство. И в этом пространстве очень много действующих названий, глагольных форм, которые отражают открытие искаженного или прогрессивно-развивающегося вокруг нас пространства. Поэтому вопросы лингвистики сегодня, вопросы технологии самих языков, их изучение, как бы, находятся на переходе от одного устоявшегося уровня относительно смешения многих языков в формирование нового интеллектуального пространства планеты. Если напомнить работы о первой социально-исторической, второй волне (Тоффлер Э. и др.), то сегодня следует третья и четвертая волны. Информационный мир постепенно проникает через все барьеры цивилизации и уже миллионы людей носят мобильные телефоны (по существу, это компьютеры). В этих компьютерах формируется новая система языковых связей и технологий. Наибольшая опасность состоит в том, чтобы в этой очень быстрой исторической динамике не начали выступать паразитарные, нарушающие формы нашего мышления и нашего языка, доминирования капиталократии (А.И. Субетто). Язык «диктует» наши думы, стремления, желания, повествования. Он воспитывает нас, окруженный всеми атрибутами языковой значимости в живописи, музыке, трансперсональных полях и т.д. Это очень крупная новая проблема. Лингвистика ХХ1 века поставит эти вопросы, эту проблему в горизонте новых суждений со стороны которых м.б. виднее те недочеты, отставания, пропуски совершенно новых явлений, которые наблюдаются сегодня в современной лингвистике. Напомню слова известного автора Уайтхеда. Он подчеркивает: «Творчество осуществляет примирение между постоянством и постоянным движением достигая своего конечного срока в вечности. Это - апофеоз мира». Э. Тоффлер и Х. Тоффлер заканчивают свою книгу словами: «На фоне всех этих перемен и потрясений четко прослеживается одно: ничто не смогло остановить победное шествие промышленной революции с ее новой системой богатства. Ничто. Так произошло потому, что Вторая волна - это не только новая технология и экономика. Ее породили общественно политические силы и философия, а также волновой конфликт с силами правящей элиты аграрной эпохи, которые постепенно уступали место новому. Вторая волна привела к экономоцентризму: возникла идея о том, что культура, религия, искусство вторичны и - по Марксу - определяются экономикой». Но экономика лишь следствие цивилизации, об этом говорят и В.В. Налимов, Л.Н. Гумилев и др. Если обратиться к работам Н.Ф. Федорова, то в них тоже стоят вопросы о связи прошлого, настоящего и будущего. В области лингвистики, ее истории, возникают все новые и новые проблемы, они ускоряются. Я обращаю внимание моих коллег, товарищей, специалистов на то, как связать новое видение пространства где нет времени? Наше понятие энергии-времени Н.А. Козырева - это совсем другое пространство чем пространство утвержденное в общей теории относительности Эйнштейна-Минковского. Мы движемся в это пространство и тот, кто первым, быстрее войдет с помощью современного культурного, научного развития, с технологиями в это пространство, тот будет иметь опережающее движение, а значит сохранение и выживания человечества, нации России и мировой культуры в целом. Это новая проблема ХХ1 века. Обратите внимание на вопросы, императивы из книги Л.Н. Гумилева «География этноса в исторический период» (Ленинград, 1990). Это, по существу, определенный перечень освоения нового пространства жизни и образования новых словесных энграмм. Далее нужно вернуться к былинам, не адаптированным, а к древнейшим текстам, к сказкам, половицам. Очень важное новое содержание можно найти в словаре А.И. Солженицына, где слова «синонимы» подобраны этим опытным языковедом и литератором. Важно в таблице Л.Н. Гумилева увидеть эволюцию смыслов, которые постепенно сдвигаются, меняются и изменяются до неузнаваемости. Все это проблемы пространственно-семантической археологии, теперь уже в новой постановке о роли планетарно-космического пространства и нашей интеллектуальной культуры. Изложенное выше - материал для дискуссии и новых поисков в проблемах словесности. Схема 1 ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА
(ЛЕГЕНДА)
1. Налимов В.В. Спонтанность
сознания: Вероятностная теория смыслов и осмысловая архитектоника
личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989.
2. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с. 3. Субетто А.И. Вернадскианская
революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели
будущего человечества в ХХ1 веке. - СПб.: Астерон, 2003. - 592 с.
Рябцева С.Л. Очерки живого русского языка. - Новосибирск,
2005. 4. Субетто А.И. Сочинения: Ноосферизм: [монография]: в 13 т. Т. 2: Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. Глобальный империализм. /А.И. Субетто; под ред. Л.А. Зеленова. - СПб: Кострома: Изд-во КГУ Н.А. Некрасова, 2006. - 691 с. 5. Тоффлер, Э. Революционное богатство /Элвин Тоффлер. Хейди Тоффлер: - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. - 569. [1] с. - (Philosophy) 6. Козырев Н.А. Физические аспекты современной астрономии. Л., 1985.- 82 с Козырев Н.А. Избранные труды. - Л.: Изд-во Ленигр.ун-та, 1991. - 445 с. 7. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Ленинград: Наука, 1990. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||